Новости Кубани и юга РФ

ЮГА.ру | Новости Юга России — портал южного региона ЮГА.ру
Самая полная лента новостей по югу России, статьи и публикации о наиболее важных и интересных событиях на Кубани, Черноморском побережье и Северном Кавказе. Широкий спектр справочной и дополнительной информации.
Информационный портал ЮГА.ру
Дискуссий много, а дело стоит PDF Печать E-mail
Автор: Зам.директора Мальцев С.Э.   
26.05.2010 08:20

Управляющие компании и «Водоканал» не могут найти решение по вопросу управления многоквартирными домами. В первую очередь это вопросы установки общедомовых приборов учета воды и порядок расчета по показаниям этих приборов, распределение потребленной воды в доме между всеми квартирами , конкретизация функций управляющих компаний по управлению домами. Горожане хотят знать ответы на обсуждаемые вопросы. В последнее время между управляющими компаниями и ООО Водоканал есть серьезные разночтения по вопросу управления многоквартирными домами города. Спорных вопросов много. Это в первую очередь вопросы установки общедомовых приборов учета воды и порядок расчета по показаниям этих приборов, включая распределение потребленной воды в доме между всеми квартирами. Это и вопросы конкретизации функций управляющих компаний по управлению домами. Горожане хотят знать ответы на обсуждаемые вопросы. Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации необходимо понимание юридических основ деятельности ООО Водоканал по снабжению водой и водоотведению многоквартирных домов, управляющих организаций, а также понимания прав и обязанностей самих граждан, вовлеченных во всеобщий процесс управления многоквартирными домами. В настоящей статье ООО Водоканал предлагает горожанам ознакомиться с тем, как разрешаются эти вопросы законодательством Российской Федерации, а так же органами государственной власти, призванными обеспечить в стране единообразное понимание законов и иных правовых нормативных актов О расчетах за потребленную воду по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.

 

Этот вопрос на данный момент является наиболее злободневным. Ведь многие собственники квартир купили и установили за свой счет индивидуальные приборы учета в надежде на то , что оплачивать за потребленную воду они будут по показаниям только этих приборов учета. Но законодатель видит эту проблему иначе. Разрабатывая порядок учета объемов потребленной гражданами воды и соответственно порядок оплаты за эти потребленные объемы законодатель исходил из того, что поставку питьевой воды до многоквартирного дома осуществляют так называемые ресурсоснабжающие организации. ООО Водоканал, как продавец воды должен получить оплату за то количество воды, которое подано в дом. Ни больше, ни меньше. Но как измерить этот объем воды? Вот для этого существуют коллективные( общедомовые) приборы учета. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.06г.№307 установлено, что коллективный прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Если же рассчитывать объем поданной в дом воды по показаниям только индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах, то желаемый результат точного измерения объемов поданной воды не будет достигнут. Почему? Да потому, что ,как правило, не во всех квартирах одного дома установлены индивидуальные приборы учета. Для квартир, не имеющих таких приборов, расчет производится исходя из нормативов потребления. Норматив- величина условная, на самом деле она не отражает точного объема воды, потребленного той или иной квартирой. Кто-то потребляет воду в объемах, превышающих норматив, а кто-то наоборот. Вот поэтому в целях точного определения объемов поступившей в многоквартирный дом воды собственники жилых помещений должны установить общедомовой прибор учета. Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии- исходя из нормативов потребления, утвержденных органами местного самоуправления.

Некоторые управляющие компании привлекают внимание граждан к содержанию пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, в котором записано, что при наличии индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета плата за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. При этом разъясняют, что при отсутствии общедомового прибора учета граждане имеют право производить оплату только по показаниям приборов ,установленных в квартирах.

Данное мнение является ошибочным применительно к ООО Водоканал и потребителей воды – собственников жилых помещений.

Здесь уместно привести мнение по этому вопросу Верховного суда РФ. Так в одном из своих решений от 06.03.2008г. Верховный суд РФ разъяснил, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных приборов учета размер платы за потребленные коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления, а так называемые общедомовые затраты могут быть учтены только общедомовыми приборами учета. Поэтому оплата по индивидуальным приборам учета при отсутствии общедомового прибора учета не учитывает расходы на общедомовые нужды.

А вот, например, Высший Арбитражный суд РФ в своем определении от 29.12.2008г. разъяснил, что расчеты с применением показаний только индивидуальных приборов учета лишают смысла установки общедомового прибора учета, по показаниям которого должны производиться расчеты.

Конечно же, указанные суды рассудили вполне логично, поскольку в соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник квартиры несет бремя содержания своей квартиры и общего имущества собственников многоквартирного дома. Положение о том, что инженерные системы холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома установлено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006г. №491.

Кто и кому должен предоставлять коммунальные услуги?

До настоящего времени в г. Кропоткине отсутствует нормальная система взаимоотношений потребителей коммунальных услуг и лиц, которые должны эти услуги предоставлять. И это при том , что законодательством РФ такая система разработана и успешно реализуется во всех регионах РФ. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.

Существует два основных нормативных правовых акта, которые регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам. Это Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

Жилищный кодекс содержит общие обязательные положения о размере платы за коммунальные услуги, о порядке ее внесения гражданами, о способах управления многоквартирными домами, о договоре управления этими домами и т.д. А Правила № 307 содержат довольно большое количество юридических норм, которые подробно определяют отношения между потребителями и лицами, которые предоставляют гражданам коммунальные услуги. Действие указанных Правил распространяется на отношения между исполнителями коммунальных услуг( управляющими организациями, товариществами собственников жилья, ЖСК) и потребителями( собственниками помещений в многоквартирном доме). Эти Правила не распространяются на отношения между ООО Водоканал и потребителями, так как ООО Водоканал является продавцом воды, а не исполнителем коммунальных услуг. Правилами № 307 установлено, что исполнителем коммунальных услуг является лицо, предоставляющее коммунальные услуги и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем может быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Статьей 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений многоквартирного дома обязаны выбрать один из способов управления домом:

1) управление управляющей организацией;

2) управление ТСЖ, либо ЖСК;

3) непосредственное управление.

В данном случае нас интересует первый способ управления домом - это управление управляющей организацией, поскольку масса вопросов возникает именно по поводу взаимоотношений между ООО Водоканал - управляющие организации - граждане потребители.

Итак, жильцы избрали способ управления управляющей организацией. Управляющая организация известна. После этого Управляющая организация и собственники помещений многоквартирного дома должны заключить договор управления. Так предписывает ЖК РФ. Для чего должен заключаться такой договор? По данному договору Управляющая организация должна обязаться перед жильцами за плату оказывать им услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставлять коммунальные услуги ( ст. 162 ЖК РФ). В настоящее время управляющие организации заключили договора управления с собственниками помещений многоквартирного дома. Но в нарушение ст.162 ЖК РФ они не взяли на себя обязательства по предоставлению жильцам коммунальных услуг. Попросту говоря, отказались предоставлять гражданам коммунальные услуги. Почему же управляющие организации отказываются предоставлять коммунальные услуги? Управляющие организации нашли на этот вопрос простой ответ. Они объясняют это тем, что им не выгодно это делать. На наш взгляд это неверная позиция, которая противоречит ЖК.

Управляющие организации самовольно освободили себя от функции исполнителей коммунальных услуг, тем самым, самоустранились от контроля за учетом воды, за состоянием внутриквартирного оборудования и индивидуальных приборов учета, от ответственности за утечки и т.д.

В связи с этим существует интересная судебная практика. Так, в одном из своих постановлений от 29.12.2008г. Федеральный Арбитражный суд Северо- Кавказского округа разъяснил, что признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. В отношении с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация является абонентом, приобретающим коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг гражданам по договору управления домом.

Как видим существуют нормальные и законные возможности для деятельности управляющих организаций в сфере предоставления коммунальных услуг. В связи с этим возникает вопрос: если управляющая организация в нарушение статьи 162 ЖК РФ отказалась от обязанности предоставления гражданам коммунальных услуг, в частности от водоснабжения квартир, то имеет ли в этом случае эта организация статус управляющей? Нет, не имеет.

Кто же может заставить управляющие организации работать в правовом поле ?

Только потребители. Только собственники помещений многоквартирного дома могут потребовать, в том числе через суд, внесение в договор управления положения о предоставлении коммунальных услуг и в полной мере требовать с управляющей организации качественное обслуживание.

Весь цивилизованный мир живет по закону - плох он или хорош. И только мы постоянно сомневаемся в правильности того, либо иного решения. Пора определиться. Игнорировать законы никому не должно быть позволено.

Опубликовано "Огни Кубани"  № 52, 22 мая 2010 г.
Обновлено 26.05.2010 15:47